Шаровые краны

01.02.2016

Шаровые краны

В настоящее время высокий спрос на шаровые краны привёл к появлению на рынке инженерной сантехники огромное количество подделок и продукции, не отвечающей нормативным документам. Как правило, подделки значительно уступают по эксплуатационным характеристикам и качеству материалов оригинальным шаровым кранам. Использование подделок и некачественной продукции в инженерных системах (ГВС, ХВС, отопления и др.) приводит к авариям, материальным потерям, а в некоторых случаях серьезный вред здоровью людей.

Ведущие мировые производители при производстве шаровых кранов точно следуют всем требованиям и нормативам, строго контролируют качество материалов путём химического анализа, а также внедряют инновационные идеи в конструктивные особенности продукции. Целью недобросовестных производителей является создание внешне похожей продукции при минимальных затратах и использование материалов, не соответствующих нормам и стандартам, опять же влияющих на стоимость.

Первое, на чём экономят, - это материалы изделия. Все основные элементы шарового крана (корпус, шар, шток) должны изготавливаться из определённых марок латуни, химический состав которых в РФ должен соответствовать ГОСТам, в ЕС – национальному стандарту EN. Производители, которых не интересует качество товара, как правило, используют лом цветных металлов, химический состав примесей в которых бесконтролен. Зачастую при таких производствах процент содержания свинца превышает норму в несколько раз. Всем известно, что наличие большого количества свинца в воде очень вредно для здоровья. В некоторых случаях для производства шаровых кранов используют более дешёвый металл - цинк. Характерной особенностью данного металла является хрупкость, а в процессе эксплуатации корпус шарового крана со временем ещё и истончается (это связано с вымыванием цинка хлорированной водой). В конечном результате может произойти разрушение корпуса от малейшего механического или гидравлического воздействия. Также встречаются шаровые краны из алюминиевого сплава (силумин), технические характеристики такого металла ещё ниже.

К сожалению, состав материала без сложного химического анализа определить невозможно.

Шаровые затворы (шары) в некачественных шаровых кранах часто изготавливаются не из латуни, а из более дешёвых и тяжёлых металлов – сталь или чугун. Стальные шары быстро перестают быть герметичными вследствие коррозии. С помощью тяжёлых шаров из стали или чугуна можно скрыть недостаток толщины стенок корпуса крана и веса изделия в целом. Ещё одним из признаков шаровых затворов низкого качества является мутная, тусклая или шероховатая поверхность. У оригинальных производителей латунные шары подвергаются алмазной шлифовке, и на них наносится покрытие из хрома, в результате шар становится идеально ровным и имеет зеркальную поверхность.

Ведущие мировые производители изготавливают элементы шарового крана методом горячего прессования или горячей ковки. Для более мелких производств такие технологии слишком дороги, и они изготавливают свою продукцию методом литья. При таком производстве характерны: неровная поверхность корпуса, наплывы, материал имеет неоднородную структуру (поры), что сказывается на прочности изделия.

Обращать внимание следует и на геометрические характеристики шарового крана, такие как условный диаметр (Ду). Существует 2 типа прохода шаровых кранов: полнопроходной и зауженный проход (стандартный). В соответствии с ГОСТ 21345 эффективный диаметр шара полнопроходного крана должен быть не менее 95% диаметра входного отверстия патрубка корпуса, шаровые краны с эффективным диаметром шара меньше данной величины считаются стандарнопроходными. Уловка изготовителей выдавать стандартнопроходные краны за полнопроходные менее опасна, чем махинации с материалами, но тем не менее влечёт определённые затраты со стороны потребителей. Стандарнопроходные краны имеют большее гидравлическое сопротивление, вынуждая устанавливать в инженерные системы более мощные и дорогие насосы, а производитель опять же экономит на размере и массе шарового затвора (шара).

Некоторые практические советы при выборе шарового крана:

  • Необходимо внимательно изучить корпус шарового крана: если поверхность неровная, имеются микротрещины, наплывы, значит, кран изготовлен методом литья - это некачественная продукция.

  • Если шаровой затвор имеет мутную или тусклую поверхность, это также говорит о низком качестве продукции.

  • При помощи магнита можно определить материал шарового затвора: латунный шар не магнитится.

  • Понять, из какого металла выполнен корпус шарового крана, можно слегка поцарапав никелевое покрытие. Латунь имеет светло-жёлтый цвет, цинк - серебристый, силумин - белый.


Возврат к списку